В данной категории нет материалов.

Подкатегории

Летчики Герои Дагестанцы

    Амет-Хан султан

Лакец. Родился 25 октября 1920 года в городе Алупка, Ялтинского Горсовета, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ (ныне СПТУ № 4 города Симферополя). Работал подручным котельного мастера в железнодорожном депо, одновременно учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1939 года. После окончания в 1940 году Качинской авиационной школы, 1 год служил в Белоруссии, в строевой части.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1942 года сражался в составе 4-го ИАП (летал на И-153, "Харрикейне" и Як-7), затем - до конца войны в составе 9-го Гвардейского ИАП (на Як-1, "Аэрокобре" и Ла-7).

К августу 1943 года командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского авиационного полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт) Гвардии капитан Амет-Хан Султан совершил 359 боевых вылетов (из них 110 в небе Сталинграда), провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 19 - в составе группы.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны произвёл 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе 19 самолётов противника.

29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Воздушная армия ) Гвардии майор Амет-Хан Султан награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны поступил в Академию ВВС, но вскоре ушёл и стал работать лётчиком-испытателем (всего освоил около 100 машин). В 1946 года - Гвардии подполковник. В 1947 году получил звание "Лётчик-испытатель 1-го класса". В 1952 году удостоен Сталинской премии. В 1961 году присвоено звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР". Погиб в испытательном полёте 1 февраля 1971 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (пять), Александра Hевского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак Почёта", медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска - в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носят школы № 27 в Махачкале и № 8 в Каспийске. Родные Героя живут в Москве.

 

 

    Акаев Юсуп Абдулабекович

 

Кумык. Родился 14 августа 1922 года в городе Буйнакск  ( Дагестан )  в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы. Работал учителем. В 1941 году окончил юридическую школу. С 1941 года в рядах Военно - Морского Флота. В 1942 году окончил военно - морское авиационное училище лётчиков. 

С сентября 1943 года на фронтах Великой Отесчественной войны. Боевое крещение принял на Черноморском флоте, под Новороссийском. Затем сражался на Балтике.

 К июлю 1944 года командир 2-й авиационной эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка  ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота )  капитан Ю. А. Акаев совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 различных кораблей, 3 паровоза, 11 танков, 72 автомашины, 4 самолёта, 5 торпедных катеров и много другой боевой техники противника. 

19 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны продолжал служить в ВМФ. С 1948 года майор Ю. А. Акаев - в отставке.

Умер 19 ноября 1949 года. Памятник Герою установлен около Буйнакского педагогического училища. Его имя носят школа № 7 в городе Кизилюрт и совхоз в селе Учкент Буйнакского района Дагестана. Имя Героя носит базовый тральщик проекта 1265. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

 

 

 Александр Николаевич Ситковский

Родился 2  ( 15 )  мая 1914 года в селе Урожайное Ставропольской губернии  ( ныне Александровского района Ставропольского края ), в семье служащего. Жил в городе Махачкале  ( Дагестан ), окончил 7 классов неполной средней школы и индустриальный техникум. Работал слесарем, автомехаником, шофёром. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии, служил в горно - стрелковой дивизии в городе Орджоникидзе  ( ныне - Владикавказ ). Затем был направлен в Качинскую военно - авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1940 году. Служил в Приморском крае.

С апреля 1943 года лейтенант А. Н. Ситковский в действующей армии. Боевой путь начал в небе Кубани командиром звена 15-го ИАП на Северо - Кавказском фронте. Свой боевой счёт открыл в небе над Малой Землёй.

К концу января 1944 года заместитель командира эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка  ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт )  старший лейтенант А. Н. Ситковский совершил 105 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 15 самолётов противника.

13 апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К маю 1945 года майор А. Н. Ситковский произвёл около 160 успешных боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 31 самолёт противника.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1957 года подполковник А. Н. Ситковский - в запасе. Жил в городе Махачкале. Был председателем Дагестанского республиканского комитета ДОСААФ. Автор книги воспоминаний - "В небе "Соколы". Умер в 2000 году. Похоронен в Махачкале.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. Имя Героя долгое время носила пионерская дружина средней школы № 1 города Махачкалы.

 

 Владимир Бароненко

Родился 13 августа 1923 году в селении Кербутовка, ныне Борзнянского района Черниговской области, в семье крестьянина.
Затем семья перебралась в Хасавюрт, где Бараненко закончил среднюю школу № 1. Любовь к небу привела его в Махачкалинский аэроклуб,
где он учился летать. В 1941 году, прибавив себе год, уходит в Красную Армию. Его направляют в Краснодарскую военно - авиационную школу пилотов,
которую он успешно заканчивает в 1942 году.

Боевая биография началась весной 1943 года на Южном фронте. Ежедневно совершает вылеты на самолёте Ил-2 на штурмовку техники и живой силы противника.
Затем часть перебрасывают на Ленинградский фронт.

К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 947-го штурмового авиационного полка ( 289-я штурмовая авиационная дивизия,
7-й штурмовой авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) старший лейтенант В. Я. Бараненко совершил более
128 успешных боевых вылетов, уничтожив при этом 23 танка, 8 штурмовых орудий, 85 автомашин, 7 складов с боеприпасами, много другой боевой техники
и живой силы противника.

15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС. С 1953 года
капитан В. Я. Бараненко - в запасе. Жил в Краснодаре. Умер 22 июня 1975 года. Его именем названа одна из улиц Хасавюрта.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 2-й степени; медалями.

 

 

  Громаковский Владимир Александрович 

Родился 15 марта 1922 года в Оренбурге в семье служащего. Окончил среднюю школу. С 1940 года в рядах Красной Армии.
В 1942 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу лётчиков.

С июля 1942 года сержант В. А. Громаковский в действующей армии. По октябрь 1942 года служил в составе 896-го ИАП;
по май 1945 года - в 19-м ИАП ( 176-м Гвардейском ИАП ). Воевал в составе 2-й и 16-й Воздушных армий на Брянском,
Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, участвовал в оборонительных боях под Воронежем, в Курской битве,
освобождении Украины, Польши, разгроме врага на территории Германии.

К маю 1945 года командир звена 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 16-я Воздушная армия,
1-й Белорусский фронт ) Гвардии старший лейтенант В. А. Громаковский совершил 186 боевых вылетов, в 29 воздушных
боях сбил 16 самолётов противника ( 15 лично и 1 - в группе с товарищами ).

15 мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1954 года Гвардии полковник В. А. Громаковский - в запасе. Жил в Москве.
Работал механиком - испытателем в Производственном объединерии имени В. В. Чернышёва. Умер 15 октября 1995 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды;
9-ю медалями. Имя Героя носит школа № 1 в городе Дербент ( Дагестан ).

 

 

   Эмиров Валентин Аллахиярович

 

Лезгин. Родился 17 Декабря 1914 года в селе Ахты, ныне Ахтынского района Республики Дагестан, в семье рабочего. Учился в авиационном техникуме. Окончил Таганрогский аэроклуб. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Лично сбил 1 самолёт противника. Награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1941 года старший лейтенант В. А. Эмиров в действующей армии. По март 1942 года служил в составе 36-го ИАП, летал на И-16; с июля 1942 года - в 926-м ИАП, где летал на ЛаГГ-3. Участник боёв на Северо - Кавказском фронте.

К сентябрю 1942 года командир 926-го истребительного авиационного полка  ( 219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт )  капитан В. А. Эмиров совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника.

10 сентября 1942 года при сопровождении бомбардировщиков в районе города Моздок в паре вступил в бой с 6 истребителями противника. Сбил один из них, затем своим горящим самолётом таранил второй и погиб.

13 декабря 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ).

После войны останки лётчика были перезахоронены в столице Дагестана Махачкале. Именем В. А. Эмирова названы одна из улиц города и судно Морского Речного Флота. В родном селе установлен бюст Героя.

 

  Леонид Акимович Гальченко

Родился 2 апреля 1912 года в городе Петровск - Порт ( ныне Махачкала, Республика Дагестан ), в семье рабочего.
До войны жил в Москве. В 1933 году учился в индустриально - строительном техникуме, затем был направлен в
Сталинградскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1935 году.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Выполнил более 50 боевых вылетов, 23 из них - на штурмовку
войск противника.

С началом Великой Отечественной войны капитан Л. А. Гальченко на фронте. По ноябрь 1941 года служил в 145-м ИАП;
по ноябрь 1942 года - в 609-м ИАП; по февраль 1943 года - в Управлении 259-й ИАД, затем - 258-й ИАД; по май 1945 года -
в Управлении 324-й ИАД.

К концу сентября 1941 года командир эскадрильи 145-го истребительного авиационного полка ( 1-я смешанная авиационная дивизия,
14-я Армия, Карельский фронт ) капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника.

6 июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 410 боевых вылетов. В 90 воздушных боях сбил 24 самолёта лично и 12 в группе с товарищами. Войну закончил
заместителем командира 324-й авиационной дивизии.

После войны продолжал служить в ВВС, окончил Военную академию Генерального штаба, командовал авиационной дивизией. С 1954 года
полковник Л. А. Гальченко - в запасе. Жил в Махачкале. Умер 26 сентября 1986 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды; 12 медалями.
Его именем названа школа - интернат в городе Кандалакша

 

 Аминат Султанова

парашютный спорт. Чемпионка и рекордсменка СССР, 1953. Чемпионка и рекордсменка мира, 1955.
Рекордсменка мира, 1950. Мастер спорта международного класса.

Махачкалинка Аминат Султанова в 1955 году установила мировой рекорд в дневных прыжках на точность приземления.
Этот рекорд долгое время сохранялся в таблице высших мировых достижений парашютного спорта.

Ночью 26 сентября 1950 года шесть отважных парашютисток - заслуженные мастера спорта Елена Владимирская,
Галина Пясецкая, спортсменка Инесса Коняева из Москвы, заслуженный мастер спорта Александра Гусарова с Украины,
мастер спорта Валентина Селиверстова из Омска и Аминат Султанова из Махачкалы - совершили групповой затяжной прыжок
с высоты 5600 метров, пролетев, не раскрывая парашюта, 3533 метра

 

 

    Аминтаев Наби Аминович

Лакец. В Вооруженных Силах с 1927 по 1945 г. Окончил Краснодарскую кавалерийскую школу (1929 г.), училище летчиков-наблюдателей им. К. Е. Ворошилова (1931 г.),
курсы инструкторов парашютно-десантной службы ВВС Красной Армии (1933 г.). Мастер парашютного спорта СССР. Чемпион мира по парашютному спорту. Первый человек,
вышедший в стратосферу. Начальник парашютно-десантной службы ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского (1933—1938).

Несмотря на молодость, Наби Аминтаев к 1933 г. показал себя грамотным парашютистом, хорошим организатором и смелым экспериментатором. Проходя службу в академии,
он вел огромную работу по обучению слушателей искусству парашютных прыжков при необходимости покидания самолета. Все, чему он обучал слушателей,
прошло его личную теоретическую и практическую проверку, за что Н. Аминтаев пользовался большим авторитетом среди всего личного состава академии.

В предвоенные годы Аминтаев, одним из первых доказал, что задержка в раскрытии парашюта летчиком сбитого самолета спасает ему жизнь.
Из выполненных Наби Аминтаевым 1646 парашютных прыжков большинство было экспериментальными. Он прыгал из всевозможных положений самолета в пространстве —
из штопора, пике, петли, с виражей, спирали, с различных высот, днем и ночью; испытывал новые конструкции парашютов, приборов и снаряжения.

Опыт Н. Аминтаева использован при разработке «Наставления по парашютным прыжкам Военно-воздушных Сил Красной Армии», одним из авторов которого он был.

В период Великой Отечественной войны Наби Аминтаев участвовал в боевых операциях, занимался подготовкой и забросом бойцов-парашютистов в тыл противника.

Наби Аминтаев погиб 25 сентября 1945 г. при подготовке к прыжку из стратосферы на высоте 13070 метров от недостатка кислорода.

Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За боевые заслуги»,
«За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

 

     Магомед Омарович Толбоев

Аварец. Родился 20 января 1951 года в селе Согратль Гунибского района Дагестанской АССР в многодетной аварской семье.
Родители: Омар Магомедович Толбоев — шофёр и Джамгарат Алиевна Толбоева — колхозница. По национальности аварец.

Окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В.М.Комарова в 1973 году,
Московский авиационный институт (МАИ) в 1984 году со специальностью инженера-системотехника,
Центр подготовки космонавтов и аспирантуру Российского университета дружбы народов им. П.Лумумбы, кандидат технических
и исторических наук. С 1973 года — лётчик ВВС СССР, служил в истребительной авиации Военно-воздушных сил
Одесского военного округа и Группы советских войск в Германии в должностях лётчика, начальника парашютно-десантной
подготовки истребительного авиационного полка.

В 1977 году в связи с направлением на лётно-испытательную работу уволился в запас в звании капитана.
В 1981 году окончил Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР и был направлен на работу
лётчиком-испытателем в Лётно-испытательный институт им. М.М.Громова (ЛИИ, г. Жуковский, Московской области).
С 1984 года — космонавт-испытатель, командир многоразового космического корабля «Буран», заместитель командира отряда
космонавтов-испытателей ЛИИ.

Ныне — член политического консультативного совета при Президенте России, а также Президент Российской корпорации «Авиация»,
с 1997 года — почётный Президент Московского авиационного салона МАКС, с 1999 года — почётный Президент Федерации Ушу-Сань-Да города Москвы

 

 

     Толбоев Тайгиб Омарович

Аварец. Тайгиб Толбоев родился 8 августа 1955 года в ауле Согратль (ныне Гунибский район Дагестана). Старший брат — лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.
В 1974 году Толбоев был призван на службу в Советскую Армию ВС СССР. В 1978 году он окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков.
С 1985 года — на лётно-испытательской работе, был лётчиком-испытателем, заместителем начальника военного представительства Улан-Удэнского авиазавода[1].

Принимал участие в испытаниях 35 различных типов и модификаций вертолётов и самолётов, в том числе «Су-25», «Су-27», «Су-30», «Су-39», «Су-7Б», «Су-7У»,
ряда моделей «МиГов» и ракетного вооружениях на самолётах «Су». 8 августа 1995 года попал в авиакатастрофу, но выжил. Участвовал в боях второй чеченской войны,
в августе — сентябре 1999 года эвакуировал мирных жителей и раненых из района боевых действий.

Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2007 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании новых образцов авиационной техники» полковник Тайгиб Толбоев
был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

В настоящее время продолжает службу в ВС России. Проживает в Улан-Удэ, избирался депутатом Народного Хурала Бурятии.

Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Народный Герой Дагестана. Был также награждён орденом «За военные заслуги», рядом медалей.

 

 

     Муса Хираманович Манаров

Лакец. Детство провёл в городе Алатырь (Чувашия). В 1974 году окончил Московский авиационный институт
(факультет радиоэлектроники летательных аппаратов).

В 1974—1978 годах работал инженером в НПО «Энергия»; участвовал в натурных испытаниях различных космических аппаратов,
занимался вопросами подготовки операторов.

В 1978—1992 — в отряде космонавтов. Выполнил два космических полёта. В 1979—1982 проходил подготовку в составе группы
космонавтов по программе «Буран».

С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 — космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4»
и орбитальном комплексе «Мир» (командир — В. Г. Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на
космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Манарову Мусе Хирамановичу
21 декабря 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11591).

С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле
«Союз ТМ-11» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа.

Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.

С 1990 года — космонавт-инструктор научно-производственного объединения «Энергия». Занимался политической деятельностью.
В 1990—1993 годах — народный депутат РСФСР. В 1992—1995 годах — генеральный директор ТОО «МКОМ».

Живёт в Москве. С 1995 года — директор ЗАО «Выделенные интегральные сети».

Радиолюбительский позывной: U2MIR

Депутат Государственной Думы Российской Федерации, фракция «Единая Россия».

 

 Нажмудинов Касум Гусейнович

Аварец. Лётчик, Заслуженный тренер СССР, Мастер спорта, Заслуженный работник физической культуры
Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Дагестана, Награждён двумя Орденами Трудового Красного Знамени,
Орденом «Знак Почёта», Золотой авиационной медалью Международной авиационной федерации (FAI), четырьмя премиями Госкомспорта СССР
как лучший тренер года.

Касум Гусейнович в настоящее время старший тренер ФГУП НАК России им. Чкалова по самолётному спорту, директор филиала ФГУП НАК России
авиационного центра «Борки». В 1960-80 годы Касум пребывал в гуще всего, что касалось авиации и космонавтики. У него прошли обучение
по управлению летательными аппаратами, тренировке в экстремальном управлении сотни лётчиков. У него учились легендарные лётчики,
асы высшего пилотажа — легендарный Владимир Мартемьянов, лётчик-космонавт Светлана Савицкая, Стяпас Артишкявичус, Александр Любарец,
Светлана Капанина и многие другие.

Был включен в число первых кандидатов в космонавты, но был отсеян из отряда будущих космонавтов ещё до первого полёта человека в космос.
Касум Гусенович в 74 лет прошёл диспансеризацию в высшей инстанции авиационной медицины — в Центральном госпитале гражданской авиации.
Председатель экспертной комиссии вынуждена была признать:

«Это первый случай, когда мы даём допуск к летной работе 74-летнему человеку!»

 

 Повереннов Алексей Генадьевич

 В ПАРАШЮТНОМ СПОРТЕ С 1988 ГОДА
ПРЫЖКОВ: 9700+
Серебряный призер чемпионата Европы, бронзовый призер кубка Мира, 2-х кратный рекордсмен России, Рекордсмен Мира,
многократый призер чемпионата России.
Инструктор с 1996 года Родился в г. Махачкала. Свой первый прыжок совершил 17 января 1988 в Махачкалинском АСК.
Женат, двое детей.

 

История Аэроклуба была бы не полной. если не вспомнить имя планеристки Алевтины Ивановны Пепелюк-Орловой.

Питомцы Аэроклуба в годы ВОВ удостоены высоких правительственных наград Атаришков, Батоев, Архиреев, Никитин, Коновалов.

Нельзя не упомянуть о ветеранах АСК - Алибекове Юнусе Алиевиче мастер спорта по высшему пилотажу, бывший начальник АСК. долгое время

работал летчиком инструктором, в настоящее время находится на заслуженном отдыхе, Зурхаев Камиль Зурхаевич инструктор летчик.